Разговаривать о том, кем ребенок станет, когда вырастет, в семьях начинают обычно довольно рано. Даже если родители не заводят этот разговор, сам ребенок лет в пять сообщает им, что «будет воспитательницей в детском саду, парикмахером или машинистом электропоезда».
Обычно это те профессии, с которыми ребенок сталкивается в реальности, других он и не знает, поэтому выбрать ему особенно не из чего, а вот понимание того, что все взрослые работают, уже есть. «Рассказывать о профессиях, обсуждать их, - считает психолог и многодетная мама Екатерина Аруцева, - надо начинать как можно раньше. Говорить я начинаю об этом, когда ребенок начинает сам говорить. Делать это нужно регулярно, в разном возрасте, по мере роста и формирования личности ребенка.
Я всегда, как бы походя, рассказываю ребенку о нем самом. К примеру, моя пятилетняя дочь Софа очень артистична, любит петь, танцевать, устраивать театральные постановки. Я говорю вслух, что она замечательная актриса и что это – редкий дар, и что актерский дар нужен в разных профессиях. Например, хороший учитель, как правило, хороший актер».
Ребенку нужно рассказать о том, кем работают его родители. Что они делают, для чего нужна их деятельность. Можно взять его на работу – предварительно спросив разрешения у начальства и коллег, которых вторжение чужих детей может не обрадовать. Следует объяснить детям очевидные для взрослых вещи: на работу надо ходить ежедневно, рабочий день нормирован (или наоборот) и т.д. В некоторых организациях существуют специальные экскурсии, на которые можно попасть. Обычно они очень интересны и рассчитаны на детей разного возраста. Это может быть и завод по производству керамики, где дети узнают о профессиях инженера и художника, или современная радиостанция, где работают журналисты и звукооператоры, или косметический концерн.
Чего не надо делать
По мнению специалистов, есть несколько вещей, которые ни в коем случает не стоит делать подросткам, выбирая будущую профессию.
Во-первых, ошибкой номер один считается поступление в вуз вслед за одноклассниками. «У нас все туда поступают, ну и я заодно» или: «Оля любит то же, что и я, она поступает в медицинский, я тоже. Мы будем вместе, нам будет весело». Даже при общей любви к химии и биологии, выбор человека должен быть осознанным и собственным. Об этом с ребенком надо говорить, ему надо объяснить, что человеческие отношения, дружба – всей их важности – не могут быть мотивом выбора профессии и даже при схожести способностей к тем или иным предметам у человека есть еще индивидуальные черты характера, темперамент, которые важны для реализации в профессиональной сфере.
Во-вторых, выбирая будущую профессию, нельзя руководствоваться исключительно ее материальной выгодой и конъюнктурой. То, что престижно в данный момент, далеко не обязательно подходит конкретному ребенку, а, главное, когда он отучится и будет искать работу, ситуация на рынке может очень сильно измениться.
Надо также предостеречь ребенка от выбора профессии «по школьным оценкам». «Пятерка» по литературе еще не означает талант филолога. И, наоборот, плохие оценки по какому-то предмету, если это не выпускной класс, не значат, что ребенок к ним не способен. До шестого класса у меня были «тройки» по русскому и английскому языкам, после усиленных дополнительных занятий с яркими педагогами к этим предметам возник повышенный интерес, это повлияло на выбор будущей профессии, несмотря на то, что родители советовали поступать мне на другой факультет, считая, специальность «филология» не очень перспективной.
Тут мы подходим к самой распространенной ошибке, которая может быть допущена при выборе вуза и профессии – это «выбор родителей». То есть не ребенок выбирает то, чем заниматься в ближайшие несколько лет, а то и всю жизнь, а его родители делают это за него. Причины могут разными – ребенок не может ничего выбрать или родители привыкли, что решения всегда принимают они и не считают ребенка достаточно взрослым для такого шага. Но результат чаще всего один и тот же – ребенок неудовлетворен выбором, он бросает институт, и все начинается заново с большим или меньшим успехом, или смиряется (что хуже в данном случае) с неинтересными ему занятиями и будет в дальнейшем страдать на нелюбимой работе.
Родители часто подталкивают детей к тому или иному выбору, руководствуясь тем, что в семье эта профессия распространена. Врачи в нескольких поколениях ждут продолжателей традиции, музыканты – за поддержание династии - «как у Баха». С одной стороны, наше стремление понятно – хотим помочь в той сфере, где реально можем это сделать, знаем все трудности и радости этого занятия. С другой, - человек, ставший врачом «по традиции», может испортить этим не своим, а чужим выбором жизнь не только себе, но и многим пациентам.
Не отговаривать, а переключать
Возникают ситуации и обратные – ребенок сделал выбор в пользу какой-то профессии, которая ему, по мнению родителей, совершенно не подходит. Как люди более опытные, любящие и знающие своего ребенка, они действительно могут видеть в нем то, чего он сам за собой не замечает.
Скажем, ребенок решил, что у него актерский талант, собирается поступать в театральный вуз, а родители понимают, что максимум, на что он сможет претендовать – работать Дедом Морозом в новогодние праздники. Сказать ему в лоб нельзя, потому что это заденет, ранит и, в результате, человек просто не будет в следующий раз ничем делиться.
Психолог Екатерина Аруцева предлагает поступить по-другому: «Мальчик Тимофей получал премии на международных театральных фестивалях. В один московский театр его брали на работу уже тогда, когда ему было всего 16 лет. Мы с ним говорили о том, что в этой профессии есть свои минусы и сложности. Я их перечислила, сняла пелену с глаз.
Я сказала ему о том, что работать в театре – это не просто играть на сцене, что приятно, а с режиссером и актерами делить роль, выбивать ее. Из-за этого придется участвовать во всяких дрязгах. Надо объяснить, что в этом ему придется жить. Может быть лучше стать, например, хорошим адвокатом, которому также нужны актерские способности? Ведь актерские способности - это еще не актерская профессия.
Через некоторое время он пошел в программисты и не пожалел. И это был его выбор, потому что я ему предлагала рассмотреть совсем другие варианты специальности».
Нужно попробовать понять, почему ребенок хочет выбрать именно эту профессию. Если мы говорили о поступлении в театральный вуз и об актерстве, то родителям, которые внутренне не одобряют выбора ребенка, надо разобраться в тех причинах, которые подталкивают его к нему. Может быть, это младший ребенок в семье, который всегда остается в тени старшего и более яркого брата. Ему кажется, что им меньше восхищаются, чем братом, и он жаждет компенсировать это, выходя на поклоны после удачного спектакля. В такой ситуации ему можно сказать, что восхищение от адвокатской речи или от блестяще проведенного урока может быть не меньшим, чем от игры на сцене, а толку больше.
Любящие родители смогут найти нужные слова, чтобы ребенок задумался о правильности собственного выбора. И речь совсем не обязательно будет идти и профессии актера. Скажем, мальчик поступающий в медвуз заодно с лучшим другом – в будущем может представить гораздо большую угрозу, чем посредственный актер. Наша родительская задача увидеть это и попробовать переключить ребенка на что-то другое, увлечь интересным именно для него.